Augmented Reality
Дополненная реальность (англ. augmented reality, AR), — термин, относящийся ко всем проектам, направленным на дополнение реальности любыми виртуальными элементами. Дополненная реальность — составляющая часть смешанной реальности (англ. mixed reality), в которую также входит «дополненная виртуальность» (когда реальные объекты интегрируются в виртуальную среду). Один из самых известных примеров дополненной реальности — цветная линия, показывающая траекторию движения шайбы при телетрансляции хоккейных матчей.
Иногда используют в качестве синонимов названия «Расширенная реальность», «Улучшенная реальность», «Обогащенная реальность» и тому подобные менее удачные словосочетания.
Еще одно определение: Дополненная реальность — добавление к поступающим из реального мира ощущениям мнимых объектов, обычно вспомогательно-информативного свойства. В западном научном сообществе данное направление получило четкую устоявшуюся терминологию — Augmented Reality (AR).
Не следует путать дополненную реальность с виртуальной. Их коренное различие в том, что дополненная вносит отдельные искусственные элементы в восприятие реального мира, а виртуальная конструирует новый искусственный мир.
Дополненная реальность и военная техника
В современных боевых самолетах и вертолетах часто используется нашлемная система индикации. Она позволяет пилоту получать наиболее важную информацию прямо на фоне наблюдаемой им обстановки, не отвлекаясь на основную приборную панель.[1] Это позволяет сэкономить драгоценные секунды, например, во время маневренного воздушного боя. Также многие подобные системы позволяют производить целеуказание путем поворота головы или движений глазных яблок.
Дополненная реальность и игры
Существуют компьютерные игры, производящие обработку видеосигнала с камеры и накладывающие на изображение окружающего мира дополнительные элементы. Например, в 2004 году была выпущена игра для мобильных телефонов с названием Mosquitos, отображающая на экране телефона изображение с расположенной позади него камеры, с наложенными на это изображение прицелом и огромными комарами, от которых «отстреливался» игрок.
Игра Tower Defense [1] — хороший пример дополненной реальности.
Дополненная реальность и штрихкоды
Штрихкодовый ярлык (Data matrix) на статью в Википедии, размещенный около соответствующего объекта реального мира.
Иностранные разработки
Проект Semapedia
Члены проекта Semapedia располагают на объектах реального мира штрихкодовые ярлычки с дополнительной текстовой информацией, а также ссылками на интернет-страницы с подробностями. Это, конечно, не так зрелищно, как в голливудских фильмах, но очень информативно и полезно, и к тому же доступно всем желающим уже сейчас.
Проект ARTag
Проект ARTag посвящен вставке цифровых моделей в видеопоток с камеры. Специальная программа анализирует картинку с камеры, выделяет и декодирует штрихкоды, вставляет в кадр модели, соответствующие этим кодам, и выдает картинку пользователю.
Проект Layar
Голландский сервис Layar позволяет с помощью телефона на базе Android получать в реальном времени доступ к информации об окружающем мире через его камеру. Это может быть информация о кафе, ресторанах, гостиницах и других социальных местах.
Проект ARGET
Проект ARGET посвящен фундаментальным исследованиям в области создания планарной системы маркеров расширенной реальности и является альтернативой проекту ARTag. Математический аппарат разработан в Государственном университете информатики и искусственного интеллекта МОН и НАН Украины. Генерация AR-маркеров и их распознавание базируется на природе обработки изображений в компьютерной графике.
Российские проекты
В России исследованием AR-технологий занимаются несколько компаний
Компания AR Door
Компания AR Door (www.ar-door.com) появилась на российском рынке в 2009 году в качестве официального партнера французского разработчика Total Immersion, крупнейшего в мире игрока на рынке дополненной реальности.
AR door представляет собой креативное агентство, специализирующееся исключительно на дополненной реальности. Свою деятельность AR Door осуществляет по нескольким направлениям.
1. Решения дополненной реальности на основе запатентованной технологии D’Fusion. AR Door дополнил доклад Михаила Шумакова («Ашманов и партнеры») с помощью augmented reality на ежегодной конференции eTarget 2010. Выступила
2. Использование GPS-based технологии. AR Door – первый российский разработчик контента для LAYAR, Junaio, Nokia Point&Find. AR Door разработал и разместил следующие слои для LAYAR:
- первый в России слой для браузера дополненной реальности LAYAR – «Estate Russia Dom.ru».
- «Участник РИФ+КИБ» – слой позволяет по rocid номеру найти местонахождение любого зарегистрированного участника конференции.
- «Московское метро» – слой с информацией о столичной подземке.
- «Российские города» – слой с информацией о городах РФ.
- «Мировые столицы» – слой с информацией о столицах мира.
Миссия AR Door – развитие российского сегмента дополненной реальности и популяризация необычных цифровых решений.
Компания 2Nova
- Реализовала проект для SonyEricsson. Интерактивные киоски и промо-сайт с дополненной реальностью стали частью кампании по продвижению SonyEricsson Red Satio.
- Для бренда Sobranie реализовала небольшой Интернет-проект с дополненной реальностью.
- В рамках сотрудничества с газетой «Мой район», запустила проект, посвященный дню Св. Валентина и 8 Марта.
Компания ведет исследования в области дополненной реальности на базе бизнес-инкубатора Ингрия. В 2007—2008 одержала ряд побед на инновационных конкурсах с проектами на базе технологии.
Компания Ailove
Ведет разработку нескольких проектов:
- Сервис для визуального ориентирования с помощью мобильных телефонов. Аналог проекта Layar для телефонов на базе Symbian.
- Использование маркеров для дистанционного управления виртуальными объектами. Пример подобного проекта: распечатанная на листе бумаги форма помещается перед вебкамерой, далее эта форма управляет виртуальными объектами: при перемещении в пространстве листа с формой объекты реагируют специально запрограммированным образом (маркер как руль для виртуальной машины).
- Разработка системы дополненной реальности на основе естественных объектов. В этом проекте в качестве маркеров используются реальные объекты, а не напечатанные на бумаге штрих-коды.
Компания Redmadrobot
- Реализовала проект обложки для газеты F5 [значимость факта?]
- Разработала поздравительные открытки на базе технологии дополненной реальности
Ведет разработку проектов:
- Использование дополненной реальности для создания промо-материалов (персонажи кино, игр).
- Настольная игра с использованием маркеров дополненной реальности в качестве боевых единиц.
- Использование дополненной реальности в социальных государственных программах.
Компания Wi2Geo
Ведет разработку проекта AlterGeo:
- Глядя сквозь камеру своего мобильного устройства, пользователи теперь могут видеть всплывающие информационные сообщения о местах и друзьях, наложенные на реальное изображение окружающего: например, в 500 метрах в этом направлении находится кафе, в 710 — банкомат, а через 843 — шиномонтаж. Такие же всплывающие в соответствующем направлении сообщения расскажут о том, кто из друзей, зарегистрированных в AlterGeo, находится поблизости и на каком именно расстоянии. Приложение для iPhone 3G S использует встроенный в мобильное устройство компас, для других моделей iPhone предусмотрена линейка ручного компаса, которую прокручивает сам пользователь.
Компания EligoVision
Ведет разработку проектов на базе собственной технологии распознавания маркеров дополненной реальности. Все проекты EligoVision работают как на моно, так и на стереоскопических носителях (3D экранах, безочковых 3D дисплеях и 3D мониторах на базе стерео очков).
Официальное название разработанного 3D решения – “живые 3D метки”
Реализованные проекты:
- Демонстрационное приложение: “Моделирование интерьеров” (февраль 2010 г.)
- Образовательный проект для ВВЦ: “Зеленая машина времени” (декабрь 2009 г.)
- Выставочный проект для ОАО “Российские Космические Системы”: “Космос” (август 2009 г.)
- Выставочный проект для Федерального агентства по науке и инновациям: “Виртуальный мир наночастиц” (ноябрь 2008 г.)
Ведет разработку проектов:
- Прототип центра анализа “Виртуальные штабные учения” на базе новой технологии распознавания маркеров дополненной реальности в инфракрасном диапазоне (первый этап проекта реализован и показан на международном авиашоу в Дубае, ноябрь 2009)
- Ряд коммерческих выставочных проектов